пятница, 4 ноября 2016 г.

Смотр от SuperBrain1997 - Спектр 48 (Клон ZX Spectrum 48k)

Здравствуйте, всех рад приветствовать. С вами как обычно Нейрбов и уже традиционно я пишу в своем блоге про клоны ZX. И сегодняшний наш товарищ, который попал ко мне в руки называется почти как оригинальный только адаптированный на наш манер, можно сказать.

 Название его весьма прекрасное: Спектр 48

Внещний вид ничего такой, однако это пока самый большой по размерам клон
что у меня вообще был когда-либо.


(Да теперь я ставлю копирайты на фотографии)

На этот раз достался мне не в полном комплекте, а жаль конечно, но тем не менее, что было с собой:

- Туша
- Блок Питания
- Мануал
- Принципиальные схемы
- Магнитофонный кабель

Никаких кассет и джойстиков не было, а видеокабель так вообще самому пришлось сделать.



Скромный комплект попался, тем не менее подключить и даже
поиграть получилось несмотря на обилие проблем
Давайте пойдем по порядку, посмотрим тушку и я расскажу вам все то, что было с ней.

Перво-наперво что стоит сказать так это то что дизайн тут изменен в сравнении с оригиналом, корпус стал больше раза в два и тут поставили не резиновую, а мембранную клавиатуру и вот сразу скажу что это самая неудобная и плохая клава какая только возможно, потому как она плохо нажимается и больше того, если даже и нажимается то некоторые клавиши через раз.


Я кстати заглядывал внутрь и думал что дело в проводках, и частично это и вправду оказалось так, но подпайка изменила все незначительно в лучшую сторону. Не сильно что то поменялось, но стало лучше.

Насчет клавиш, кстати говоря, как видно на них также есть кириллические символы, мне лично запустить их не удалось, хотя казалось бы мануал пишет что они запускаются через POKE, но у меня ничего так и не вышло.

Прежде чем говорить о внутренней начинке, посмотрим на разъемы с тыльной стороны компа:

Тут на удивление почти все разъемы типа DIN-5


Итак: (Как обычно слева-направо)

- СБР - кнопка аппаратного сброса, обычное дело

- ВКЛ. - ̶В̶е̶л̶и̶к̶о̶е̶ ̶К̶н̶я̶ж̶е̶с̶т̶в̶о̶ ̶Л̶и̶т̶о̶в̶с̶к̶о̶е̶  Кнопка включения и выключения компьютера. Да, друзья, как ни странно тут выключатель находится не на блоке питания как это должно быть обычно, а в самом корпусе. Это меня даже немного удивило, ибо достаточно оригинальный ход.

- ИНВ - Тумблер/переключатель сигнала. В случае если подключение неверное и цвета инвертируются, нажав эту кнопку можно сделать чтобы цвета стали нормальными. Полагаю, что просто меняет + и - на какой то из микросхем вывода видеосигнала.

- ДЖ. - Порт джойстика. Тут это джойстик типа Kempston

- МГ. - Вход и выход на магнитофон. То есть чтение и запись одновременно.

- ТВ. - Выход видеосигнала для подключения к ч/б телевизору

- ЦВ. - RGB выход для подключения к цветному телевизору или же к монитору а ля Электроника ВТЦ

5В - Соответственно разъем для блока питания. Интересно то, что он не DIN-разъема, а для типичного AC-адаптера.

Весьма интересное решение тут сделано в плане выключателя в самом компьютере и также то что тут два типа видеосигнала разведены и распаяны, то есть RGB и ЧБ.


Взглянем на то, что у нас снизу:




Тут не написано, где произведен, однако об этом будет сказано дальше. А тут у нас написана дата его производства 07.92 то есть Июль 1992 года. И имеет порядковый номер 2128. Также у нас это подтверждает мануал, который был с собой.



И талон нам также поведает тайну, где же был произведен данный клон. А произведен он был у нас в Санкт-Петербурге на улице Бестужевской 10 на заводе "Компонент". Это место кстати говоря мне известно где находится, я там иногда даже неподалеку проезжаю.

Теперь немного поговорим о внутренностях этого клона. Вообще если мы с вами посмотрим на схемы и на саму плату, то мы с вами можем понять что клон представляет из себя незначительно переразведенный вариант Зонова - Ленинград-1. В чем можно убедиться посмотрев на следующие фотографии:


Это вот плата Ленинград-1( фото не мое, хотя у меня есть Ленинград-1).

Это типичная плата клона Ленинград-1  или
Зоновский вариант по имени разработчика - Сергея Зонова

А вот это плата Спектр 48, как говорится найдите 10 отличий:



Как видно тут стоит оригинальный Zilog Z80, хотя мануал также утверждает нам о том, что
там стоит U880OD( аналог Z80 производства ГДР, такой же кстати стоит в Дубне 48) или ZO8O4PS( Такой ни разу не видел, ничего о нем не знаю). Вполне вероятно, что и такие версии существовали, но достоверно утверждать не могу.



Кстати могу сказать что тут измененное ПЗУ и оно заключается не только в том что титульник изменен, а также заключается и в том что тут нам добавили встроенный тест магнитофона, о чем нам также может сообщить мануал, без этого было бы невозможно догадаться. Вызывается путем набора команды RANDOMIZE USR 15273


Сам же тест покажу немного позже.

Продолжим рассматривать, теперь у нас на очереди блок питания:



Тут ничего особо нового сказать не могу, блок питания на 5 вольт, стандартный. Очень круто, что все выведено в отдельный блок из которого два поводка торчат, самый рациональный вариант имхо.



Далее у нас идет мануал. О не могу сказать то, что в мануале своеобразный 3 в 1 - руководство по пользованию, учитель Бэйсика и принципиалки. Все объяснено доступным языком, особо сказать нечего. Давайте просто выложу все это дело сюды, авось пригодится кому:



















































































Пойдем дальше, у нас дальше был кабель для подключения к магнитофону, однако его подключить не было возможности потому как с одной стороны он был перепаян под DIN-7, а на самом клоне МФ-разъем - DIN5. Перепаять обратно большого труда не составит. Удобно что отдельно разделено чтение и запись:

Было большим удивлением что в самом спектруме был зеркально распаян магнитофонный вход, то есть чтение и запись перепутаны местами, из-за этого я долго не мог понять почему у меня на нем ничего не загружалось. Поэтому я его вскрывал и поменял проводки местами

 

С собой не было никакого видеокабеля, поэтому пришлось сходить в подвал, купить разъемы и сделать его самостоятельно. сделал DIN-5 - SCART кабель. Во многом благодаря тому что была схема, так что можно было почти сразу распаять все куда надо.




Ну и поскольку мы рассмотрели с вами все, что было с собой теперь перейдем к включению и тд.

Первое включение показало что клон выдает крайне нестабильное и шумное изображение, мне очень пришлось постараться чтобы даже скриншот оттуда более-менее хорошего качества сделать:

Казалось бы да, тут все более-менее неплохо.....
А это скрин с Изикэпа и тут все очень плохо



В дальнейшем я более-менее смог поймать картинку приемлемого качества, хотя искренне не понимаю почему такая хрень происходит?

1991 Бытовой компьютер СПЕКТР 48( без инверсии )





Аналогично предыдущему, но с инверсией



Честно не понимаю почему такого плохого качества изображение, может из-за того что клон старый и некоторые микросхемы сдулись? Без понятия.

В любом случае, как и обещал ранее покажу тест магнитофона, который встроен в ПЗУ
Написано - "Тест настройки магнитофона"



Этот тест кстати и помог мне в свое время определить почему ни одна игра не хотела загружаться и восприниматься этим клоном. Вещь малозначительная казалось бы, а нет, пригодилась.

Как я уже писал выше у клона есть кириллица, но ее запустить мне не удалось, так что показать ее не смогу.

По совместимости можно сказать что это один из самых пока несовместимых клонов у меня в коллекции, на нем работало около 25% загружаемых игр, причем независимо от того, загружалось ли с ленты или через кабель с телефона/ноутбука.

Честно не знаю, может мне такой брак попался, или так и должно быть? Без понятия, товарищи. В любом случае если найду еще один такой, посмотрю как на нем будут дела обстоять со всем тем что я описал выше. То есть я как бы не заканчиваю тему этого клона, но пока что ему можно поставить среддне-низкую оценку. Из-за неудобной и глючной клавы, фигового качества картинки на видеовыходе и низкой совместимости с оригинальной машиной.

И как обычно, по-традиции видеоверсия этой самой статьи также имеет место быть, предупреждаю что может незначительно отличаться, потому как снималась раньше чем был написан этот обзор.



А на сегодня я с вами прощаюсь, дорогие наши читатели. Тему "Спектр 48" на этом не закрываю, потому как я уже сказал, если найду еще один такой - куплю и посмотрим что будет с ним.

До скорого. Подписывайтесь на блог и на канал на YouTube.

Спасибо за внимание! Для вас писал и снимал видео - Александр Нейрбов.





Комментариев нет:

Отправить комментарий